Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство у детей с нормальным развитием интеллекта и отсутствием физиологических проблем со слуховым аппаратом. Основная характеристика нарушения в том, что такие дети не могут различать отдельные звуки. Это приводит к общему пониманию смысла в искаженном варианте. У детей с ОНР наблюдаются нарушения формирования всех сторон речи — звуковая, лексико-грамматическая и семантическая.

Тем не менее отличить детей с недоразвитием речи от их сверстников по развитию нельзя. Их эмоциональность, активность, желание играть и общаться никак не выдают наличие заболевания.

Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.

Кроме этого, речевое расстройство может иметь психический и психоэмоциональный характер:

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.

Врачи отмечают, что общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше является распространенной проблемой, требующей комплексного подхода. Специалисты выделяют несколько уровней речевого развития, включая фонетический, лексический и грамматический. На начальных этапах дети могут испытывать трудности с произношением звуков и формированием слов, что затрудняет их способность к связному высказыванию. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как факторы, такие как возраст, уровень интеллекта и наличие сопутствующих нарушений, могут существенно влиять на процесс речевого развития. Врачи подчеркивают необходимость ранней диагностики и коррекции, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы в обучении и социализации. Эффективные методы, такие как логопедические занятия и игровые формы обучения, могут значительно улучшить речевые навыки детей, способствуя их гармоничному развитию.

ОНР или Общее недоразвитие речи. Что это такое? #speech #kids #дети  #интересно #интервью #public #яОНР или Общее недоразвитие речи. Что это такое? #speech #kids #дети #интересно #интервью #public #я

Классификация и характерные симптомы в зависимости от уровня речевого развития

Специалисты различают 4 степени ОНР у детей дошкольного возраста:

  • 1 уровень – дети не разговаривают вообще. Таких детей врачи называют «безречевыми». Общение у малышей происходит с помощью лепета и жестикуляции.
  • 2 уровень – общая речь находится в начальной стадии развития, в словарном запасе малыша очень мало слов. При произношении ребенок допускает много ошибок, нарушена слоговая структура. Речевые возможности ребенка ограничиваются произношением простого предложения, в котором не больше двух-трех слов.
  • 3 уровень характеризуется появлением развернутой фразовой речи, но звуковая и смысловая стороны развиты недостаточно.
  • 4 уровень является самой легкой стадией. Ребенок хорошо говорит, но в его речи возможно наличие остаточных пробелов в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон (подробнее в статье: ).

Развитие связной речи у детей с ОНР также делят на группы по клиническому составу:

  • неосложненные формы (нерезко выраженное недоразвитие) встречаются у малышей, у которых есть минимальная мозговая дисфункция (недостаточная регуляция мышечного тонуса, моторные дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы и прочее);
  • осложненные формы встречаются у ребенка, который имеет неврологический или психопатический синдром (церебрастенический, гипердинамический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный и другие виды синдромов, дизартрия);
  • общее (грубое) речевое недоразвитие наблюдается у детей с органическими поражениями отделов мозга, которые отвечают за речевую функцию (моторная алалия и прочее).

Как диагностируется нарушение?

Начальная стадия любого типа общего недоразвития речи диагностируется одинаково. Врач-логопед начинает диагностику со сбора анамнеза заболевания, в процессе которого выясняет следующие вопросы:

  • как долго длится у ребенка такое состояние;
  • когда оно возникло;
  • какие есть симптомы;
  • насколько выражено недоразвитие.

На данном этапе очень важно определение наличия или отсутствия у ребенка патологии речи, которая связана с деятельностью речевых центров мозга.

Кроме этого, обязательно нужно определить, какие болезни были перенесены ребенком в прошлом.

Для того, чтобы полностью проанализировать речевую функцию, врач проверяет как ребенок формирует связные мысли в речи, когда описывает изображение, рассказывает или пересказывает что-то. Логопед должен оценить уровень развития грамматической составляющей речи (может ли малыш формировать и изменять словоформы, грамотно согласовывать слова в предложении) и правильность звуковой передачи мысли.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (3 уровень ОНР) может быть выявлено в случае соотношения активного и пассивного словарного запаса у ребенка. Например, малышу предоставляют определенные картинки, в результате анализа которых нужно разделить предмет и его часть (стол — ножка), соотнести профессию с соответствующим атрибутом (повар — кастрюля), животных и их детенышей (корова – теленок).

Если диагноз нерезко выраженного общего недоразвития речи подтвердится, нужно проанализировать способность ребенка к запоминанию с помощью слуховой памяти, определить степень правильности произношения, грамотности построения слогов, фонетическую составляющую речи и особенности моторики речевой деятельности малыша. Кроме того, потребуется оценить навыки ребенка в сфере речевого этикета.

Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше является актуальной темой для родителей и специалистов. Многие отмечают, что такие дети часто испытывают трудности в формулировании мыслей, что сказывается на их общении и учебе. Уровни речевого развития могут варьироваться: некоторые дети могут использовать простые предложения, в то время как другие сталкиваются с проблемами в построении даже элементарных фраз.

Особенности речевого развития включают недостаток словарного запаса, трудности с грамматикой и нарушениями фонематического восприятия. Психологи и логопеды подчеркивают важность раннего вмешательства и индивидуального подхода к каждому ребенку. Игровые методики, чтение книг и активное общение с детьми могут значительно улучшить их речевые навыки. Важно помнить, что поддержка со стороны взрослых играет ключевую роль в преодолении этих трудностей.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Вся правда и мифы!Общее недоразвитие речи (ОНР). Вся правда и мифы!

Лечение ОНР у детей

Исправлять речевые недостатки у дошкольника нужно комплексно. Кроме логопедической коррекции детям требуется помощь психолога. Родителям рекомендуется обращаться в специализированные учреждения с квалифицированными педагогами. Только при комплексном подходе можно решить проблему и дать ребенку возможность полноценно развиваться и жить в обществе.

Комплексная коррекционная работа

Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи. При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача.

При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам. Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.

Основная цель логопедической коррекции при ОНР 4 уровня — достижение ребенком возрастной нормы устной речи, которая необходима для того, чтобы он успешно учился в школе.

С этой целью совершенствуют и закрепляют произношение, лексико-грамматическую сторону речи, фонематические процессы, развернутую фразовую речь, а также развивают графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Психологическое сопровождение ребенка

Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания. Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете.

Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.

Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для исключения развития ОНР у ребенка родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вовремя лечить инфекционные заболевания у ребенка;
  • беречь ребенка от возможных черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенческого возраста;
  • уделять ребенку необходимое количество времени, не игнорировать его, постоянно заниматься с малышом, правильно развивать и воспитывать.

Кроме этого, мама во время беременности обязательно должна следить за своим здоровьем и отказаться от всех вредных привычек.

https://youtube.com/watch?v=YyG6DZsiUIk%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0

Вопрос-ответ

Какие основные уровни речевого развития существуют у детей дошкольного возраста?

Существует несколько основных уровней речевого развития у детей дошкольного возраста: фонетический (правильное произношение звуков), лексический (обогащение словарного запаса), грамматический (правильное построение предложений) и связный (умение строить логически последовательные высказывания). Каждый из этих уровней играет важную роль в формировании полноценной речи.

Каковы признаки общего недоразвития связной речи у детей?

Признаки общего недоразвития связной речи могут включать трудности в построении предложений, ограниченный словарный запас, неумение поддерживать диалог, а также недостаточную логичность и последовательность в изложении мыслей. Эти проявления могут негативно сказываться на общении и социальной адаптации ребенка.

Какие методы могут помочь в коррекции речевых нарушений у детей?

Для коррекции речевых нарушений у детей можно использовать различные методы, такие как логопедические занятия, игры на развитие речи, чтение книг и обсуждение прочитанного, а также специальные упражнения для улучшения фонематического восприятия и грамматического строя речи. Важно также вовлекать родителей в процесс, чтобы поддерживать речевое развитие ребенка в домашних условиях.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно общайтесь с ребенком, задавая ему открытые вопросы, которые требуют развернутых ответов. Это поможет развивать его словарный запас и навыки связной речи.

СОВЕТ №2

Читайте ребенку книги и обсуждайте прочитанное. Попросите его пересказать историю своими словами, что способствует формированию логической структуры речи.

СОВЕТ №3

Используйте игры и ролевые ситуации для стимулирования речевой активности. Игры, в которых ребенок должен описывать действия или предметы, помогут ему научиться выражать свои мысли более четко и последовательно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации