Симптомы и особенности умственной отсталости у детей: признаки олигофрении, причины и лечение задержки развития

Благодаря когнитивным функциям головного мозга люди успешно учатся, работают и живут. Однако в первый год жизни детей могут быть выявлены симптомы умственной отсталости, что ставит под удар их будущее нормальное существование. Важно вовремя обратиться к врачу, а также принять умственно отсталых детей со всеми их индивидуальными особенностями, если в вашей семье таковые появились.

Что называется умственной отсталостью у детей?

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Умственная отсталость характеризуется отклонениями в интеллекте, физическом развитии, владении эмоциями и волей, а также поведении умственно отсталых детей. Все это сопровождается психической неполноценностью, не позволяющей ребенку полноценно адаптироваться в социальном плане по сравнению с его сверстниками.

Врачи отмечают, что умственная отсталость у детей, или олигофрения, проявляется через различные симптомы, которые могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. К основным признакам относятся задержка в развитии речи, трудности с обучением, а также проблемы с социальными навыками. Важно учитывать, что причины олигофрении могут быть разнообразными: генетические факторы, инфекционные заболевания во время беременности, травмы головы или неблагоприятные условия окружающей среды. Лечение задержки развития требует комплексного подхода, включающего медицинскую помощь, психологическую поддержку и специальные образовательные программы. Врачи подчеркивают, что ранняя диагностика и интервенция могут значительно улучшить качество жизни детей с умственной отсталостью, позволяя им развивать свои способности и адаптироваться в обществе.

Умственная отсталость - Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром ДаунаУмственная отсталость – Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром Дауна

Классификация и симптомы умственной отсталости

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Признаки умственной отсталости:

  • снижение уровня интеллекта;
  • отсутствие мотивации в поведении;
  • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
  • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
  • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
  • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

Задержка умственного развития бывает:

  1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
  2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:

Степень Насколько выражена Характеристика развития детей с данной степенью недостаточности Разновидности
Идиотия тяжелая
  • не способны осмыслить окружающий мир;
  • необучаемы;
  • функции речи сильно ограничены;
  • нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
  • все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
  • поведение вялое и заторможенное;
  • двигательное беспокойство.
  • полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
  • типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
  • речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильность умеренная
  • способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
  • речь относительно развита;
  • внимание является неустойчивым;
  • поведение нарушено;
  • отсутствует понимание смысла своей работы;
  • практически не обучаемы.
  • умеренная;
  • тяжелая
Дебильность легкая
  • конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
  • бедный лексический запас;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • бедная эмоционально-волевая сфера;
  • нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
  • неосложненная;
  • осложненная нарушениями разных анализаторов;
  • осложненная нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения

https://youtube.com/watch?v=-Th62ec-85k%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0

Причины отклонения

Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

Классификация основных причин умственной отсталости:

  • генетические — передача генных или хромосомных аномалий от родителей ребенку;
  • инфекционные болезни матери, повлиявшие на плод;
  • токсические и опьяняющие вещества, а также лекарства, которые повлияли на развитие нервной системы плода;
  • сильная недоношенность плода;
  • тяжелая форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • облучение матери (частые рентгеноскопические исследования во время беременности);
  • травмы, физическое воздействие (физическое травмирование плода в момент беременности или родовые травмы, спровоцировавшие повреждение ЦНС);
  • неблагополучная окружающая среда.

Умственная отсталость у детей, или олигофрения, вызывает множество вопросов и обсуждений среди родителей и специалистов. Признаки задержки развития могут проявляться в различных формах: от трудностей в обучении и недостатка социальных навыков до проблем с речью и моторикой. Многие родители отмечают, что раннее выявление симптомов играет ключевую роль в успешной коррекции. Причины олигофрении могут быть разнообразными: генетические факторы, инфекции во время беременности, травмы или неблагоприятные условия окружающей среды. Лечение и поддержка таких детей требуют комплексного подхода, включая специальные образовательные программы, терапию и медицинское сопровождение. Важно, чтобы общество было информировано о таких особенностях, чтобы создать более благоприятные условия для детей с умственной отсталостью и их семей.

Диагностические мероприятия

Чтобы диагностировать умственную отсталость, ее степень и особенности, по правилам психологии на каждого пациента составляется специальный протокол. Посредством тщательного обследования выявляют показатели физического и психического развития ребенка.

Изучение интеллекта осуществляется при помощи специальных тестов из психологии, позволяющих точно определить уровень интеллектуального развития. В Российской Федерации используют адаптированную версию теста Векслера. Кроме того, применяют метод генетического консультирования для определения причины заболевания, отслеживания наследственного фактора и выяснения возможности случаев рождения детей с аналогичными патологиями в рассматриваемой семье.

Специальную диагностику осуществляют путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. С ее помощью можно обнаружить генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Данное обследование могут пройти все женщины в возрасте от 35 лет, так как именно этот возраст характеризуется наличием высокого риска рождения умственно отсталых детей.

Для определения патологий головного мозга проводят УЗИ. Кроме того, проверяется уровень альфа-фетопротеина в составе крови беременной.

Олигофрению, вызванную генетическими факторами, можно диагностировать внутриутробно при помощи скринингового обследования. Его проводят на раннем сроке беременности.

При диагностике рассматриваемой задержки развития большую роль играет возраст ребенка. У новорожденных ее главные признаки – это явные физические аномалии (искаженное строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, постоянно открытый рот и прочее).

Определить недуг по реакции младенца на какие-либо раздражители можно только в случае ее существенного отличия от нормальной. Например, если дети совсем не плачут и редко подают звуки, у них отсутствует оживление при появлении родителей, которое должно появиться на третью неделю жизни, то они, скорее всего, отстают в развитии. Здесь уже возможна умеренная степень недостаточности.

Диагностировать тяжелую степень отсталости (имбецильность) несложно. Дети с умственной отсталостью такой степени сильно отличаются. Их движения угловаты и размашисты. Проявляется это и в поведении, и в способности запоминать, и в речи. Умеренная степень также достаточно заметна. Легкая же степень отсталости определяется сложнее. Ее признаки могут быть размытыми. В этом случае прибегают к определению уровня IQ.

Дифференциация умственной отсталости от других заболеваний психики

Трудности диагностики умственной отсталости у детей, будь она легкой, умеренной или тяжелой, могут возникнуть из-за схожих симптомов с другими психическими заболеваниями. По этой причине очень важно проводить дифференциальную диагностику.

Необходимо отличить рассматриваемое заболевание от ранней шизофрении. Дети с таким диагнозом имеют отставание в развитии, носящее фрагментарный характер, что отличает их от олигофренов.

Шизофреники обладают следующими признаками, которые несвойственны олигофренам:

  • извращенное фантазирование;
  • симптомы кататонии;
  • аутизм.

Еще один недуг, от которого следует дифференцировать олигофрению — детская деменция. Это приобретенная форма детского слабоумия.

Характеристика деменции:

  • разнообразие эмоций;
  • довольно развитая лексика;
  • склонности к абстрагированию.

Лечение и коррекция состояния

Невозможно однозначно ответить на вопросы, как лечить умственное недоразвитие и что делать для нормального развития умственно отсталого ребенка. Проблема состоит в причинах задержки развития, которые либо являются необратимыми, либо заложены в самом генотипе организма, что не дает возможности влиять на недостаточность каким-либо методом лечения. В любом случае следует уделить максимум внимания обучению умственно отсталых детей.

Основные медицинские рекомендации для родителей детей с умственной отсталостью:

  • Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики причины и степени прогрессирования умственной неполноценности, а также назначения последующего лечения.
  • Регулярно проводить обучение и развивающие занятия с умственно отсталыми детьми (поведенческие отклонения можно скорректировать с психологом).
  • Не изолировать ребенка от сверстников и взрослых несмотря на все опасения и неприятности.
  • Рассматривать социальную адаптацию как основу обучения умственно отсталых детей и их воспитания. Только достигнув самостоятельности в быту, освоив основы речи и письма и овладев простыми профессиями, умственно отсталые дети во взрослой жизни смогут быть полноценными членами общества.
  • Не завышать планку результатов ребенка, так как из-за особенностей характера, повышенного чувства собственной неполноценности и переживания неудач возможно сведение на нет всех достигнутых результатов.
  • Не потакать лени детей с задержкой развития, останавливаясь на достигнутом якобы приемлемом результате. Обучение общению нельзя прекращать на звуках ребенка, которые научились понимать только его родители. Для социальной адаптации этого будет мало.

https://youtube.com/watch?v=EepuHXEiLEs%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0

Вопрос-ответ

Какие признаки умственно отсталых детей?

Невозможность связанно говорить. Небольшой словарный запас. Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Проблемы с памятью. Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию. Отсутствие знаний о мире. Отсутствие познавательной мотивации.

Как лечить олигофрения?

Заболевание не поддается полному излечению, кроме вовремя обнаруженной олигофрении, вызванной нарушением обмена веществ. В качестве поддерживающей терапии детям с диагнозом олигофрения назначают специальную диету, витаминные комплексы, а также препараты для улучшения деятельности головного мозга.

Чем отличается олигофрения от умственной отсталости?

Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно. ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности.

Что характерно для ребенка с диагнозом олигофрения?

Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка или неполное развитие психики, которое в первую очередь сказывается на интеллекте. Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции. Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей в возрасте 3 лет.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки задержки развития. Если вы замечаете, что ваш ребенок не достигает ключевых этапов развития, таких как речь, моторика или социальные навыки, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика может значительно улучшить шансы на успешное развитие.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую среду для ребенка. Обеспечьте ему стабильное и безопасное пространство, где он сможет развиваться. Используйте простые и понятные инструкции, поощряйте его достижения и старайтесь быть терпеливыми в процессе обучения.

СОВЕТ №3

Сотрудничайте с педагогами и специалистами. Работайте в команде с учителями, логопедами и психологами, чтобы разработать индивидуальный план обучения и поддержки для вашего ребенка. Это поможет ему развивать свои способности и адаптироваться к окружающей среде.

СОВЕТ №4

Не забывайте о собственном эмоциональном здоровье. Забота о ребенке с умственной отсталостью может быть эмоционально сложной. Найдите время для себя, общайтесь с другими родителями и не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, если это необходимо.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации