Задержка психического развития – это не приговор, однако многим родителям трудно принять тот факт, что у ребенка диагностировано отставание в развитии относительно остальных школьников. Насколько опасна проблема? Что представляет собой задержка психического развития, чем она грозит малышу и на какие сферы деятельности влияет?
Что понимают под задержкой психического развития?
Под задержкой психического развития следует понимать отставание ребенка в интеллектуальном, умственном, эмоциональном и других аспектах формирования детской психики. Задержка бывает как комплексной, так и затрагивать развитие отдельных функций у малыша: памяти, речи, внимания, мышления. Заболевание не относится к патологическим нарушениям психики ребенка, а является промежуточным звеном между нормой и патологией.
Физическое развитие таких детей находится на нормальном уровне, и понять, что малыш имеет дефект, достаточно сложно. Часто родители не замечают никаких отклонений до обследования ребенка перед школой. Именно в этот период невролог проводит осмотр и дает заключение, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников.
Запоздание в развитии психики возможно, если малыш находится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если умственная отсталость проявляется у школьника старше 10-12 лет, то это указывает на развитие таких заболеваний, как олигофрения и инфантилизм.
Врачи отмечают, что задержка психического развития у детей может проявляться в различных симптомах, таких как трудности в обучении, недостаток социальной адаптации и проблемы с речью. Эти признаки часто становятся заметными в раннем возрасте, что требует своевременного вмешательства. Коррекционные занятия, направленные на развитие когнитивных и социальных навыков, могут значительно улучшить состояние ребенка. Специалисты рекомендуют индивидуализированные программы, которые учитывают особенности каждого ребенка. Прогноз на выздоровление зависит от степени задержки и своевременности начала терапии. При комплексном подходе и регулярной поддержке многие дети достигают значительных успехов, что позволяет им адаптироваться в обществе и развиваться полноценно.
Причины отставания детей в развитии
Причины, приводящие к развитию данной патологии, можно разделить на 2 категории — биологические и социально-психологические. К биологическим причинам, которые приводят к задержке в развитии ребенка, относятся:
- Наследственность. При наличии ЗПР у одного из родителей часто возникает не только психическое, но и физическое отставание в развитии.
- Осложнения течения беременности. Беременность – сложный физиологический процесс, при котором любые негативные факторы оказывают влияние на психическое развитие младенца в будущем. ЗПР способствуют токсикозы, вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркомания), прием лекарственных препаратов, болезни, перенесенные при вынашивании малыша, венерические и прочие половые инфекции, тяжелые отравления, попытки прерывания беременности, нарушения снабжения плода кислородом и т.д.
- Осложненный родовой процесс. Тяжелые, стремительные или затяжные, преждевременные или поздние роды, кесарево сечение, боковое, тазовое прилежание, гипоксия, асфиксия, родовые травмы способствуют возникновению отклонений в развитии малыша.
- Проблемы в физическом развитии. К ним относятся ушибы и травмы головы, нарушения работы внутренних органов, менингит и другие болезни головного мозга, осложнения после перенесенных заболеваний (гриппа, ангины, энцефалита и т.д.), нарушение слуха и зрения.
К социально-психологическим причинам задержки психического развития относятся:
- Ситуация в семье. Напряженная психическая обстановка, наказания ребенка с применением силы (страх физической боли нарушает психику ребенка), отношение родителей к чаду и друг к другу, скандалы, вредные привычки взрослых (алкоголизм, наркомания).
- Развитие ребенка. Когда мать и отец не занимаются малышом, не участвуют в развитии его умственных способностей, вместо общения с ним включают мультфильмы или компьютерные игры, кроха начинает отставать в развитии от сверстников. Бывает и наоборот — чрезмерная опека приводит к аналогичному результату.
- Педагогическая запущенность. Недостаточное внимание и обучение азам чтения и письма в дошкольном периоде сказывается на общем обучении. Таким образом, ребенок в младшей школе значительно отстает от одноклассников не только по чтению, но и по математике и другим предметам. В первую очередь в этом виноваты родители.
- Педагогическая некомпетентность. Часто ребенок закрывается и начинает отставать в развитии от однолеток при непедагогичном отношении воспитателей и педагогов. Нередки случаи, когда учителя унижают перед классом ученика, высмеивают, зачитывая перед окружающими сделанные им ошибки и пр.
- Отношения с другими детьми. Насмешки (во дворе, садике, школе) относительно одежды, внешности, материального состояния семьи и т.д. также влияют на психику ребенка и могут привести к легкой недоразвитости.
Симптомы
На первый взгляд, различить здоровых и отстающих малышей практически невозможно, однако последние имеют определенные особенности поведения. Сфера интересов таких детей ограничена, они практически не задают вопросы, их сложно чем-то заинтересовать, кроме мобильных приложений, игрушек и развлекательных мероприятий. Они не могут заниматься умственной работой более 15 минут, им требуется перерыв. Основные симптомы:
- повышенная нервозность;
- беспричинная боязливость;
- нарушение познавательной функции;
- частые смены настроения;
- эмоциональная поверхностность;
- капризность;
- психозы и неврозы;
- личностная нестабильность;
- легкие когнитивные расстройства;
- вялость в произношении звуков;
- быстрая утомляемость;
- плохая работоспособность;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность;
- отсутствие пытливости и любознательности.
https://youtube.com/watch?v=mXB0050Jiyg%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0
Задержка психического развития у детей — это состояние, которое вызывает беспокойство у родителей и специалистов. Симптомы могут варьироваться от трудностей в обучении до проблем с коммуникацией и социальными навыками. Многие родители отмечают, что их дети испытывают сложности в восприятии информации и выполнении простых задач. Коррекционные занятия, проводимые опытными педагогами и психологами, помогают развивать необходимые навыки и адаптироваться к окружающему миру. Индивидуальный подход и использование игровых методов делают занятия более эффективными и увлекательными для детей. Прогноз на выздоровление зависит от степени задержки и своевременности вмешательства, но при регулярной поддержке и обучении многие дети достигают значительных успехов и могут вести полноценную жизнь. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и успехи могут проявляться в разное время.
Характеристика детей с ЗПР
Характеристики учеников, страдающих ЗПР, разнообразны и зависят от течения болезни и индивидуальных особенностей пациента. Несмотря на это, существуют типичные для данной категории лиц особенности.
Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных, но они и не умственно отсталые. В силу особенностей мышления они не могут быстро усвоить материал и разобраться с алгоритмом действий для решения той или иной задачи, но в отличие от олигофренов им просто требуется помощь взрослых, которую они хорошо воспринимают и в будущем сами справляются с аналогичными задачами.
Такие ученики имеют отклонения в поведении. В зависимости от того, экстраверт или интроверт ребенок, он импульсивен, раздражителен, легковозбудим, агрессивен, часто конфликтует с одноклассниками, или, наоборот, тихий, застенчивый, закрытый, пугливый, заторможенный, поэтому постоянно терпит насмешки и издевательства. Чтобы выйти из таких ситуаций, требуется помощь опытного педагога, школьного психолога.
Дети с ЗПР плохо учатся, начиная в первого класса. Это связано с эмоциональной и волевой незрелостью.
На момент поступления в школу они имеют недостаточный уровень памяти, мыслительных операций, речевых навыков, познания окружающего мира, ограниченный запас знаний. К школьному возрасту готовность к восприятию и усвоению изучаемого материала у них еще не сформирована.
Диагностика
Установить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом.
Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:
- использует данные, полученные в результате осмотра неврологом, психиатром, а при необходимости — и другими врачами;
- проводит нейропсихологическое тестирование;
- исследует интеллектуальное развитие разными методами и с помощью различных упражнений;
- назначает магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму;
- дифференцирует ЗПР от олигофрении, инфантилизма и аутизма.
Лечение
После постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным.
Нужно ли ребенка с ЗПР отправлять в специальный коррекционный сад или школу?
Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики.
Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения).
Если задержка вызвана соматогенными и центрально-органическими расстройствами, нарушены мозговые функции после перенесенных травм и заболеваний, коррекционное заведение необходимо.
Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу.
Важность индивидуального подхода в обучении
Индивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива.
Особенности коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР
Главная особенность коррекционно-развивающего обучения – устранение ненужных эмоций (отрешенности, раздражительности, агрессии) и восстановление необходимых для обучения функций (речи, слуха, внимания, усидчивости). Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, уроки проводятся в учебно-игровой форме с акцентом на зрительную память, которая у данной категории малышей наиболее развита. При обучении важно наличие наглядных пособий, схем и прочих изображений, желательно в красочной форме.
Основные методы работы педагогов коррекционной школы:
- многократное повторение материала;
- акцент на самостоятельной работе учеников с оказанием им помощи в виде стимуляции, направления и обучения;
- обучение, в том числе в диагностических целях;
- наполненность класса — не более 12 человек.
Воспитательная тактика
Если у малыша диагностировали ЗПР, не стоит отчаиваться -важно уделить ему больше внимания, заняться воспитанием, учитывая характер проблемы. Условия общения с такими детьми:
- терпение и понимание по отношению к малышу;
- обеспечение чувства защищенности;
- приучение к самостоятельности;
- похвала после выполнения задания;
- запрет на крики и наказания;
- нельзя пытаться привить несвойственные им качества, например, быстроту действий;
- освобождение от выполнения сложных заданий — необходимо требовать то, что ребенку по силам;
- совместные занятия с малышом;
- своевременная терапия;
- следует позволять ребенку самостоятельно одеваться, выполнять задания, даже если результат будет далек от идеала.
Занятия с логопедом и дефектологом
Один из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии.
Интересы малышей и игры для детей с задержкой развития
Особенности детей с ЗПР состоят в том, что у них преобладают игровые интересы над познавательными. Именно поэтому важно так скорректировать игру, чтобы она стала развивающей, познавательной и помогала справиться с дефектом.
Полезны гимнастика с артикуляцией, статические и динамические упражнения, тренирующие моторику игрушки.
Для малыша благоприятны игры, развивающие:
- внимание и слуховое восприятие;
- силу голоса и темп речи;
- речевое дыхание;
- правильное звукопроизношение;
- понимание грамматики.
Лечение медикаментами
Если перечисленные методы лечения не дают результата, можно помочь ребенку медицинскими препаратами. Как правило, назначают такие лекарства:
- Ноотропы. Используют для активизации коры головного мозга, устраняют последствия кислородного голодания. Препараты: Фенибут, Глицин, Пирацетам, Аминалон и т (рекомендуем прочитать: ).д.
- Комплексы витаминов. Назначают для поддержки организма и улучшения мозговой деятельности (витамины группы В, магний и т.д.).
- Препараты для сердечно-сосудистой и кроветворной систем. Улучшают снабжение мозга кислородом Мемоплант, Инстенон, Кавинтон.
- Успокоительные препараты и отвары. При перевозбуждении, стрессе важно успокоить ребенка. Можно дать ему Персен, валериану, отвар боярышника, мелиссы или пустырника.
- Психостимуляторы. Действие схоже с ноотропами, но более сильное. Назначают для активизации умственной и физической деятельности, средства способствуют появлению концентрации внимания, стимулируют мышление, устраняют быструю утомляемость. Это Кофеин, Сиднокарб, Сиднофен, Центедрин. Используют в самых сложных случаях только по назначению врача.
- Адаптогены — препараты, способствующие успокоению при наличии внешних и внутренних стрессовых состояний. К ним относятся растительные средства (лимонник китайский, элеутерококк, женьшень) и медикаменты (Дибазол, Аргинин, Лецитин). Не применяются без назначения врача.
- Гомеопатические препараты. Барита карбоника показана при отрешенности, нарушениях памяти, неуверенности. Также применяют: Анакардиум, Амбра гризеа, Фосфорус, Ликоподиум, Калькарея фосфорика, Кальциум йодатум.
Прогноз
Родительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе.
Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью.
https://youtube.com/watch?v=iyKBRzePeHw%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0
Вопрос-ответ
Какие признаки наиболее характеризуют развитие детей с задержкой психического развития?
Симптомы ЗПР у детей включают недостаточный уровень развития речи и моторики, мышления и памяти, регуляции и саморегуляции поведения. Около 85% детей с легкой степенью отставания в развитии при своевременно принятых мерах обычно учатся говорить и становятся независимыми.
Как лечат ЗПР у детей?
Массаж, занятия с логопедом, сеансы психотерапии, игротерапия, лечебная гимнастика, водолечение, развитие мелкой моторики, иглорефлексотерапия, микрополяризация и другие.
Как корректируют ЗПР?
Коррекционная работа в структуре терапии ЗПР может быть отдельным методом помощи ребенку, но чаще всего она является частью комплексной терапии ЗПР. В курсе лечения также применяют аппаратные технологии, нейропсихологические методики, стимулирующую и поддерживающую медикаментозную терапию.
Можно ли вылечить задержку психического развития?
Врачи утверждают: ЗПРР важно выявлять и начинать лечить уже в 2-3 года, тогда результат лечения будет очень ощутимым. Если же лечение задержки психоречевого развития началось после шести лет, то хороший результат будет лишь у 2 детей из 1000, а после 7 лет вероятность излечения падает еще ниже.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки задержки психического развития. Если вы заметили, что ваш ребенок не достигает ключевых этапов развития, таких как речь, моторика или социальные навыки, не откладывайте визит к специалисту. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем более эффективным будет лечение.
СОВЕТ №2
Включите коррекционные занятия в повседневную жизнь ребенка. Регулярные занятия с логопедом, психологом или дефектологом помогут развить необходимые навыки и улучшить общее состояние. Создайте для ребенка комфортную и поддерживающую атмосферу, где он сможет учиться и развиваться.
СОВЕТ №3
Сотрудничайте с педагогами и специалистами. Обсуждайте успехи и трудности вашего ребенка с учителями и терапевтами. Совместная работа поможет создать индивидуальный план коррекции и адаптации, что значительно повысит шансы на успешное развитие.
СОВЕТ №4
Не забывайте о поддержке семьи. Эмоциональная поддержка и понимание со стороны родителей и близких играют важную роль в процессе лечения. Участвуйте в занятиях, проявляйте терпение и любовь, чтобы ваш ребенок чувствовал себя уверенно и спокойно.