Психомоторное развитие детей до 1 года по месяцам, причины и симптомы задержки

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев) Двигательная активность, рефлексы Статические навыки Сенсорное развитие Голосовые и речевые навыки Эмоциональная сфера, поведение
1 Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный). Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике. Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах. Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление». Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2 Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны. Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд). Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука. Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными. Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3 Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки. Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении. Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах. Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит». В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4 Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок. Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья. Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке. «Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м». Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5 Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке. Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног. Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов. Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки. Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6 Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку. Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть. Слежение за упавшей игрушкой. В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность. Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7 Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается. Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке. Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки. Лепет совершенствуется. Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8 Берет игрушки в обе руки одновременно. Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится. Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание. Произношение слогов «ба», «ма», «да». Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9 Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть. Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки. Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать. Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба». Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10 Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками. Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой. Имитирует поведение взрослого. Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией. Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11 Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев. Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки. Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы. Появляются слова из двух разных слогов. Приветствие и прощание рукой.
12 Игра с игрушками длится более часа. Ходьба с опорой на стену и самостоятельно. Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто. Словарный запас 5-8 слов. Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.

https://youtube.com/watch?v=D8Vekge33MM%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0

Врачи подчеркивают важность психомоторного развития детей в первый год жизни, так как именно в этот период закладываются основы для дальнейшего роста и обучения. В возрасте до одного года наблюдаются ключевые этапы, такие как удержание головы, переворот, сидение и ползание. Задержка в этих навыках может быть вызвана различными факторами, включая генетическую предрасположенность, недостаток стимуляции или нарушения в развитии нервной системы. Симптомами задержки могут служить отсутствие интереса к окружающему миру, трудности с координацией движений и недостаточная реакция на звуки. Врачи рекомендуют родителям внимательно следить за развитием ребенка и при первых признаках задержки обращаться за консультацией к специалистам для своевременной диагностики и коррекции.

Задержка развития. Родителям о важном.Задержка развития. Родителям о важном.

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Психомоторное развитие детей до 1 года — важный аспект, о котором говорят многие родители и специалисты. В первые месяцы жизни наблюдается стремительное развитие моторики и координации. В 1-3 месяца младенцы начинают удерживать голову, а к 4-6 месяцам могут переворачиваться и сидеть с поддержкой. К 7-9 месяцам они учатся ползать и активно исследовать окружающий мир, а к 10-12 месяцам многие делают первые шаги.

Однако задержка в психомоторном развитии может вызывать беспокойство. Причины могут быть разнообразными: от генетических факторов до недостатка стимуляции и взаимодействия с окружающими. Симптомы задержки включают отсутствие интереса к окружающему, недостаток движений или неумение удерживать голову в нужном положении. Важно вовремя обращать внимание на такие признаки и консультироваться с педиатром, чтобы обеспечить ребенку необходимую поддержку и помощь в развитии.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

https://youtube.com/watch?v=v6StR-xzjdc%3Fwmode%3Dtransparent%26autohide%3D1%26controls%3D1%26disablekb%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26iv_load_policy%3D3%26modestbranding%3D1%26rel%3D0%26autoplay%3D0

Вопрос-ответ

Что значит задержка психомоторного развития?

ЗПР, ЗПМР проявляется незрелостью моторной, познавательной, речевой сферы у малыша с перспективной компенсации. Доброкачественный характер такого отставания в развитии обусловлен отсутствием серьезных повреждений структур головного мозга, отсутствием неврологических симптомов, хорошим компенсаторным потенциалом.

Какие факторы могут вызвать задержку психического развития ребёнка?

Проживание в неблагополучной семье. Наиболее сильные факторы – отсутствие внимания, гиперопека, депривация или проявления излишней жестокости. Дефицит общения. Любое нервное отклонение. Низкий уровень интеллекта близких родственников. Отсутствие помощи в развитии.

Когда ставят задержку моторного развития?

Задержку моторного развития специалисты определяют при отставании в формировании двигательных навыков ребенка на два месяца и более. Сроки и последовательность появления соответствующих возрасту двигательных функций – один из важных критериев оценки здоровья детей первого года жизни.

Почему у ребенка может быть задержка в развитии?

Причины задержки психического развития Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т. Д. ), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных).

Советы

СОВЕТ №1

Следите за этапами психомоторного развития вашего ребенка. Важно знать, какие навыки должны появляться в каждом месяце, чтобы вовремя заметить возможные отклонения. Например, в 3 месяца ребенок должен уметь держать голову, а в 6 месяцев – переворачиваться. Сравнивайте достижения вашего малыша с общепринятыми нормами.

СОВЕТ №2

Создайте стимулирующую среду для развития. Обеспечьте ребенку доступ к безопасным игрушкам, которые способствуют развитию моторики, зрительного восприятия и координации. Разнообразные текстуры, цвета и звуки помогут вашему малышу развивать свои навыки.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите время на полу с ребенком. Играйте с ним в игры, которые способствуют движению, такие как ползание или попытки подняться. Это не только укрепляет связь между вами, но и помогает малышу развивать физическую активность и уверенность в своих силах.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на поведение и реакции вашего ребенка. Если вы замечаете, что он не проявляет интереса к окружающему миру или не реагирует на звуки и лица, это может быть сигналом о задержке развития. В таких случаях стоит обратиться к специалисту для консультации и возможного обследования.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации